- Гражданское право

Обслуживание пожилых людей: формы, виды и особенности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обслуживание пожилых людей: формы, виды и особенности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

По данным центра НАФИ, в России живет около 7 миллионов одиноких пожилых людей. Они не ведут активную социальную жизнь: после 60 лет больше половины из них — 70% — замыкается на доме и быте. Усложняется ситуация и тем, что из-за проблем со здоровьем пожилые люди теряют мобильность. Фактически человек остается один, при этом остро нуждаясь в помощи извне.

Пожилые люди как объект социального обслуживания

Европейское отделение Всемирной организации здравоохранения при рассмотрении различных возрастных групп к пожилым людям относит тех, кто находится в возрасте от 65 до 74 лет. Начиная с 75-летнего возраста, граждане считаются старыми людьми, а после 90 лет – долгожителями.

Если ВОЗ еще в 1982 году определила 65-летний рубеж для пожилого возраста (по классификации Организации Объединенных Наций после 65 лет люди переходят в категорию старше трудоспособного возраста), то в нашей стране пожилыми принято считать людей с 60 лет. В начале двухтысячных годов количество населения старше 60 лет в РФ выросло более чем на 4 млн. Согласно прогнозам экспертов к 2025 году в пожилом и старом возрасте будет пребывать более ¼ всего населения нашей страны.

Остаться дома среди привычных вещей

82-летняя Софья Васильевна Рощина (фамилия изменена по просьбе героини. — Прим. ТД) живет в Твери в своей квартире на 12-м этаже. Она инвалид первой группы по зрению. Женщину беспокоят постоянные сильные боли в спине, груди и шее, из-за них ей тяжело передвигаться. Последние 17 лет она живет с внуком. Несколько лет назад он получил серьезную травму на заводе и теперь прикован к постели.

«Я за ним ухаживала сама. Это сложно, не каждый сможет поднять лежачего человека, обработать тело, поменять подгузник, — говорит Софья Васильевна. — В какой-то момент мне стало совсем тяжело. Еще и мои болезни обострились. Из-за головокружений на улицу выйти одна не могла — падала несколько раз. За внуком ухаживать сил не осталось. Социальный работник приходила два раза в неделю, приносила еду.

Родственников, кроме 84-летнего брата, у меня и нет — все умерли. Думала, как нам выжить

Началась сильная депрессия, которую пришлось лечить в психоневрологическом диспансере».

Бытовой помощи, которую сейчас соцработники оказывают маломобильным людям на дому, просто недостаточно, считает руководитель направления надомного ухода фонда «Старость в радость» Кира Белелюбская. В 2017 году фонд предложил концепцию системы долговременного ухода за пожилыми людьми. «Сначала вошла в президентские поручения и комплекс мер по системе долговременного ухода. В прошлом году ее включили в пилотный проект в рамках нацпроекта “Демография”, — отмечает эксперт. — Все адресаты системы нуждаются в посторонней помощи. Речь идет о людях с ментальными, физическими и сенсорными нарушениями».

В пилотных регионах подопечный может получать по программе помощь на протяжении четырех часов в день: по данным Белелюбской, примерно столько времени нужно, чтобы действительно помочь пожилому маломобильному человеку. «Благодаря этой помощи он сможет остаться жить дома, не переезжая в интернат, — объясняет она. — Это огромная радость для многих, ведь дома всегда лучше: ближе к своему привычному окружению, образу жизни».

Кроме фонда «Старость в радость», в проекте участвует родственный ему фонд «Старшие». Он разрабатывает методологию, обучает специалистов по всей России — от чиновников до помощников по уходу. Со стороны государства проект курируют Минтруд и Минздрав, региональные администрации и Агентство стратегических инициатив.

Сейчас в проекте «Система долговременного ухода» участвует 20 регионов. К 2022 году его хотят распространить на все 85 субъектов России.

Документы для оформления

Чтобы получить государственную помощь, необходимо обратиться в территориальную социальную организацию с заявлением о предоставлении услуги. Подать комплект документов человек может самостоятельно или через доверенное лицо. Доверенность оформляется нотариально.

Комплект документов, необходимый при подаче заявления на услуги бесплатной сиделки:

  • паспорт нуждающегося в помощи;
  • пенсионное удостоверение;
  • справка из поликлиники с указанием возможности самостоятельного обслуживания, для инвалидов – с приложением ИПР (индивидуальной программы реабилитации);
  • удостоверение ветерана ВОВ или инвалида;
  • выписка из паспортного стола о месте постоянного проживания;
  • доверенность, если бумаги подает иное лицо;
  • заявление.

Утвержден профессиональный стандарт “Социальный работник”. Он применяется при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, при разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 г.

Профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления профессиональной деятельности. В данном случае – для оказания социальных услуг. Последние подразделяются на социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-правовые, социально-экономические.

Для каждого вида социальных услуг приведен перечень трудовых действий, указаны необходимые умения и знания.

У социального работника должно быть среднее профессиональное либо среднее общее образование. Требуется пройти профессиональную подготовку (стажировку) на рабочем месте, а также учебный курс по оказанию первой помощи до оказания медицинской помощи.

К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством. Нужно проходить медосмотры.

Социальный работник обязан сохранять конфиденциальность сведений о клиенте и соблюдать требования этического кодекса.

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов

Граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды (в том числе дети-инвалиды), нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению, имеют право на социальное обслуживание, осуществляемое в государственном и негосударственном секторах системы социального обслуживания.

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов предоставляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности.

Права граждан пожилого возраста и инвалидов при оказании им социальных услуг могут ограничиваться в случаях, предусмотренных законом. Ограничения прав могут выражаться в помещении этих граждан без их согласия в учреждения социального обслуживания, если они лишены ухода и поддержки родственников или иных законных представителен и не способны самостоятельно удовлетворять свои жизненные потребности (утрата способности к самообслуживанию и (или) активному передвижению) или признаны в установленном законом порядке недееспособными. Вопрос о помещении граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарные учреждения социального обслуживания без их согласия или без согласия их законных представителен решается судом по представлению органов социальной защиты населения.

Гражданам пожилого возраста и инвалидам, являющимся бактерио- или вирусоносителями либо при наличии у них хронического алкоголизма, карантинных инфекционных заболеваний, активных форм туберкулеза, тяжелых психических расстройств, венерических и других заболеваний, требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения, может быть отказано в предоставлении социальных услуг на дому. Отказ в предоставлении гражданам пожилого возраста и инвалидам социальных услуг в этом случае подтверждается совместным заключением органа социальной защиты населения и врачебно-консультативной комиссии учреждения здравоохранения.

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, оказываемое в нестационарных условиях, может быть прекращено в случае нарушения ими норм и правил, установленных органами управления социальным обслуживанием при предоставлении данного вида услуг.

Законодательство предусматривает пять форм социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов:

  1. социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание);
  2. полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;
  3. стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования);
  4. срочное социальное обслуживание;
  5. социально-консультативная помощь.

Социальное обслуживание по желанию граждан пожилого возраста и инвалидов может осуществляться на постоянной или временной основе.

Социальное обслуживание на дому является одной из основных форм социального обслуживания, направленной на максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также на защиту их прав и законных интересов.

К числу надомных социальных услуг, гарантированных государством, относится:

  1. организация питания, включая доставку продуктов на дом;
  2. помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости;
  3. содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинские учреждения;
  4. поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями;
  5. содействие в организации юридической помощи и иных правовых услуг;
  6. содействие в организации ритуальных услуг;
  7. другие надомные социальные услуги.
Читайте также:  Присоединят ли одинцово к Москве

При обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения, в число надомных социальных услуг, предусматриваемых перечнем гарантированных государством социальных услуг, включается содействие в обеспечении топливом и (или) водой.

Кроме перечисленных выше надомных социальных услуг, гражданам пожилого возраста и инвалидам могут быть предоставлены дополнительные услуги на условиях полной или частичной оплаты.

Социально-медицинское обслуживание на дому предоставляется нуждающимся в надомных социальных услугах гражданам пожилого возраста и инвалидам, страдающим психическими расстройствами (в стадии ремиссии), туберкулезом (за исключением активной формы), тяжелыми заболеваниями (в том числе онкологическими) на поздних стадиях, за исключением карантинных инфекционных заболеваний, хронического алкоголизма, тяжелых психических расстройств, венерических и других заболеваний, требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения. Порядок и условия социально-медицинского обслуживания на дому определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Полустационарное социальное обслуживание включает социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, организацию их питания, отдыха, обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности и поддержание активного образа жизни. На полустационарное социальное обслуживание принимаются нуждающиеся в нем граждане пожилого возраста и инвалиды, сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению, не имеющие медицинских противопоказаний к зачислению на социальное обслуживание.

Решение о зачислении на полустационарное социальное обслуживание принимает руководитель учреждения социального обслуживания на основании личного письменного заявления гражданина пожилого возраста или инвалида и справки учреждения здравоохранения о состоянии его здоровья. Порядок и условия полустационарного социального обслуживания определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Стационарное социальное обслуживание направлено на оказание разносторонней социально-бытовой помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении.

Стационарное социальное обслуживание включает меры по созданию для граждан пожилого возраста и инвалидов наиболее адекватных их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, реабилитационные мероприятия медицинского, социального и лечебно-трудового характера, обеспечение ухода и медицинской помощи, организацию их отдыха и досуга.

Стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется в стационарных учреждениях (отделениях) социального обслуживания, профилированных в соответствии с их возрастом, состоянием здоровья и социальным положением.

Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, имеют право на:

  1. обеспечение условий проживания, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям;
  2. уход, первичную медико-санитарную и стоматологическую помощь, предоставляемые в стационарном учреждении социального обслуживания;
  3. социально-медицинскую реабилитацию и социальную адаптацию;
  4. добровольное участие в лечебно-трудовом процессе с учетом состояния здоровья, интересов, желаний в соответствии с медицинским заключением и трудовыми рекомендациями;
  5. медико-социальную экспертизу, проводимую по медицинским показаниям, для установления или изменения группы инвалидности;
  6. свободное посещение адвокатом, нотариусом, законными представителями, представителями общественных объединений и священнослужителем, а также родственниками и другими лицами;
  7. бесплатную помощь адвоката в порядке, установленном действующим законодательством;
  8. предоставление помещения для отправления религиозных обрядов, создание для этого условий, не противоречащих правилам внутреннего распорядка, с учетом интересов верующих различных конфессий;
  9. сохранение занимаемых по договору найма или аренды жилых помещений в домах государственного, муниципального и общественного жилищных фондов в течение шести месяцев с момента поступления в стационарное учреждение социального обслуживания, а если в жилых помещениях остались проживать члены их семей — в течение всего времени пребывания в этом учреждении. В случае отказа от услуг стационарного учреждения социального обслуживания по истечении указанного срока граждане пожилого возраста и инвалиды, освободившие жилые помещения в связи с их помещением в эти учреждения, имеют право на внеочередное обеспечение жилым помещением, если им не может быть возвращено ранее занимаемое ими жилое помещение;
  10. участие в общественных комиссиях по защите прав граждан пожилого возраста и инвалидов, создаваемых, в том числе, в учреждениях социального обслуживания.

Срочное социальное обслуживание направлено на оказание неотложной помощи разового характера гражданам пожилого возраста и инвалидам, остро нуждающимся в социальной поддержке.

Срочное социальное обслуживание может включать следующие социальные услуги:

  1. разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами;
  2. обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;
  3. разовое оказание материальной помощи;
  4. содействие в получении временного жилого помещения;
  5. организацию юридической помощи в целях защиты прав обслуживаемых лиц;
  6. организацию экстренной медико-психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей и выделением для этих целей дополнительных телефонных номеров;
  7. иные срочные социальные услуги.

Социально-консультативная помощь гражданам пожилого возраста и инвалидам направлена на их адаптацию в обществе, ослабление социальной напряженности, создание благоприятных отношений в семье, на обеспечение взаимодействия личности, семьи, общества и государства.

«Никакой социальной помощи у нас не было»: кому полагаются соцуслуги и как их получить?

Ольга: «[У моего отца] был рак кишечника. Ему сделали колостому, и ее сделали так неудачно, что невозможно было ставить калоприемники. С этого начинаются все наши мытарства, потому что уход за колостомой был невозможен, и он вынужден был сам изобретать какие-то пакетики, мешочки, ухищряться, все это было не очень чисто. Иногда его состояние ухудшалось, была рвота, он не мог есть. У него была слабость, было истощение. Была инвалидность первой группы.

Никаких родственников у нас не было, я была одна. Все это течет, как бы ужасно это ни звучало, нужно все время все мыть, стирать белье. И плюс ему еще сделали цистостому. Из-за цистостомы он не мог сидеть. Ходить он мог по квартире, но мы на четвертом этаже в доме без лифта, и спуститься с этой цистостомой он не мог по лестнице. Я совмещала работу с уходом, но мне пришлось отказаться от учебы, чтобы ухаживать за отцом. Это был очень тяжелый период.

Никакой социальной помощи у нас тоже не было — мне даже не пришло в голову обратиться за ней. Хотя, вот сколько отец был в таком состоянии, я была привязана к нему, я не могла уехать куда-то. У меня умерла мама, и у нее были живы родители, очень пожилые, я не имела возможности съездить к ним».

«Соцзащита нам ничего не предоставила, мы искали коляску на “Авито”»: как получить средства реабилитации и что делать, если их не выдают?

Астрид: «У мамы диабет плюс очень сильно болят суставы, тазобедренный и коленные почти разрушены. Мы тут один раз дошли до душа, но на это ушло полтора часа, только на дорогу.

Она могла с большим трудом дойти до туалета, но потом не могла встать, ей было и сидеть больно, и встать она не могла.

Мне мой друг помог сделать такую секцию из гипрока, куда мы поставили специальную кровать, у которой поднимается спинка, — нашли на “Авито”. Нужен был специальный матрас, куча приблуд, с которыми я не сталкивалась раньше.

Соцзащита нам ничего не дала, я даже туалет доставала через “Каритас” [католическая благотворительная организация], я просто работала там и знаю, что у “Каритас” есть патронажная служба. Они к нам приезжали, дали нам памперсы бесплатные и прикроватный туалет. Это офигенная штука, это просто нас выручило. Мама не может на него садиться, но она в него сливает свои баночки. Соцзащита нам ничего не предоставила, коляску мы искали на “Авито”».

Социальное обслуживание на дому пожилых и инвалидов

Большинство людей предпочитает находиться у себя дома, где все привычно. На новом месте они будут чувствовать себя неуверенно, что может ухудшить здоровье, сказаться на душевном равновесии.

Пожилым людям и гражданам с ограниченными возможностями здоровья осуществляется предоставление надомных услуг. Им приносят продукты, лекарства, приводят в порядок квартиру. По мере надобности оказывают медицинскую помощь или юридическую консультацию.

Обслуживание на дому показано по состоянию здоровья, а именно:

  • нарушение психики в стадии ослабления;
  • латентная форма туберкулеза;
  • прочие заболевания.

Сущность социальной политики государства: цели, задачи, принципы

Основным направлением государственной политики является социальная политика, целью которой является гармонизация социальных интересов различных групп населения. Платонова Н.М. Теория и методология социальной работы. — Москва: Издательский центр «Академия», 2010.

Социальная политика — это разработанный и реализуемый комплекс целей, направленных на улучшение жизни людей в стране, регионе или компании.

Основной целью социальной политики государства является гармонизация общественных отношений. Его основное направление — создание социально гарантированных условий для жизнедеятельности граждан. Целью государственной социальной политики в отношении инвалидов и пожилых людей является устойчивое повышение уровня и качества жизни на основе социальной солидарности и справедливости, соблюдение баланса интересов всех социальных и демографических групп населения, а также рациональное использование финансовых и иных ресурсов. Обеспечение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и иных прав и свобод, установленных Конституцией Российской Федерации и в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Читайте также:  Компьютерные программы для анкеты на работу

К 2015 году должен быть решен ряд основных задач

стабилизация материального и социального положения пожилых граждан путем совершенствования механизма нормативного регулирования в сфере защиты прав и интересов, пенсионного обеспечения, здравоохранения, доступной занятости, предоставления адресной помощи и широкого спектра социальных услуг, способствующих достойному образу жизни в старости

Продолжение совершенствования существующих и создание новых институциональных структур для жизнеобеспечения, поддержания жизнеспособности и здоровья, социализации и социальной коммуникации пожилых людей;

Утвердить позитивное отношение к старости и пожилым людям как уважаемым и активным членам общества и повысить готовность всего населения к происходящим демографическим изменениям.

Это создаст условия для достижения независимости, активного участия в жизни общества, обеспечения необходимого ухода, реализации внутреннего потенциала и сохранения достоинства российских граждан в пожилом возрасте.

Это требует согласованных, целенаправленных действий со стороны органов власти, муниципалитетов, общественных институтов и граждан, действующих в рамках своих полномочий и возможностей.

Основы государственной социальной политики Российской Федерации в отношении инвалидов и пожилых людей базируются на следующих принципах.

Принцип ответственности государства. Создание условий для надежной социальной защиты и улучшения социального положения граждан старшего поколения в соответствии с изменениями в обществе, выполнение обязательств по предотвращению бедности и лишений в связи с вынужденной миграцией, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.

Принцип равенства всех граждан старших поколений — равное право на защиту и помощь в трудных жизненных ситуациях, принятие решений по вопросам их жизнедеятельности независимо от социального статуса, национальности, места жительства, политических и религиозных убеждений, экономического вклада, обеспечение равных возможностей для самореализации в социально-трудовой сфере и общественной деятельности.

Принцип преемственности государственной социальной политики и стабильности действий в отношении граждан старшего поколения — сохранение и реальная финансовая жизнеспособность социальных гарантий поддержки пожилых граждан и постоянный учет интересов пожилых людей как особой категории населения.

Принцип сочетания правового и этического регулирования — соблюдение прав человека, норм законодательства, эффективное использование правовых механизмов для реализации политических решений в отношении граждан старших поколений в сочетании с обеспечением условий для справедливого отношения к пожилым людям и использования уникального опыта пожилых людей.

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. — М.: «Омега — Л», 2011.

    2. Федеральный закон от 10.12.1995 г. № 195 — ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».

    3. Федеральный закон от 02.08.1995 г. № 122 — ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».

    4. Федеральный закон от 24.11. 1995 г. № 181 — ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

    5. Федеральный закон от 17.07.1999 г. № 178 — ФЗ «О государственной социальной помощи».

    6. Аверин А.Н. Социальная политика органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Учебное пособие. Издание второе, стереотипное. — М.: Изд-во РАГС, 2008.

    7. Баркер Р. Словарь социальной работы. — Москва, 1994 г.

    8. Теория и методика социальной работы: учебник для нач. проф. образования/ М.Н. Гуслова. — М.: Издательский центр «Академия», 2007

    9. Теория и методика социальной работы: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений/ Н.М. Платонова, Г.Ф. Нестерова. — М.: Издательский центр «Академия», 2010.

    10. Введение в профессию «Социальная работа»: учебное пособие/ М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова, И.В. Наместникова.- М.: КНОРУС, 2011.

    11. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. — М.: Владос, 2005.

Типы учреждений социального обслуживания лиц преклонного возраста и инвалидов:

  • Учреждения социального обслуживания для пожилых граждан и инвалидов, предоставляющие помощь в условиях стационара. Допускается как постоянное нахождение в центре, так и непродолжительное (обычно до полугода). Либо пользование услугами заведения только по будням.
  • Учреждения, дающие в распоряжение жилье, имеющее статус фонда социального пользования.
  • Заведения, работающие на неполном стационаре с набором услуг только в то время, пока человек находится в центре.
  • Надомная помощь пожилому гражданину.
  • Оказание нуждающимся неотложной помощи социальной направленности в виде предоставления единоразовых услуг.
  • Учреждения комплексного типа, работающие в следующих вариантах: стационар, полустационар, надомные.
  • Организации социальной помощи, в которые можно обратиться за юридическим сопровождением и консультацией.

Варианты пансионатов, работающих по типу стационара:

  • дом-интернат для престарелых и инвалидов;
  • геронтологический центр;
  • учреждения стационарного социального обслуживания пожилых и инвалидов (дома-интернаты);
  • психоневрологический интернат;
  • учреждение восстановительной терапии инвалидов молодого возраста;
  • пансионаты, направленные на поддержание здоровья;
  • дом-интернат интенсивного обслуживания для престарелых и инвалидов;
  • учреждения для непродолжительного пребывания уязвимой прослойки общества.

Законы о порядке расчета нормативов денежного финансирования мероприятий, оказываемых в России в сфере социальной помощи, описывают критерии распределения расходов на следующие типы:

  • Обслуживание пожилых и инвалидов в домашних условиях, если им требуется ежедневный либо временный уход вне стационарной организации.
  • Присмотр в стационаре за пожилыми и инвалидами (исключая людей с психическими отклонениями), которые не имеют возможности ухаживать за собой или утратили ее полностью.
  • Стационарное обслуживание пожилых и инвалидов, имеющих психические отклонения, которые не способны к самостоятельному уходу за собой и нуждаются в постоянном присмотре.
  • Предоставление временного жилья:
    • детям-сиротам;
    • детям, законные представители которых лишены прав на них;
    • беспризорным лицам, которым не исполнилось 18 лет;
    • людям, не имеющим своего дома, испытывающим трудности, потерявшим работу;
    • лицам, к которым применили насилие в любой форме;
    • пострадавшим от природных катаклизмов, от военных действий, межэтнических споров;
    • другим категориям, нуждающимся в реабилитации и краткосрочном предоставлении жилища.
  • Оказание консультаций в разрешении трудностей, связанных с улучшением бытовых условий, получением медицинского обеспечения жизненно необходимыми препаратами, психологической поддержки, юридического сопровождения.
  • Услуги реабилитации и восстановления, содействие в следующих сферах: социальная, психологическая помощь инвалидам, людям, имеющим ограничение физической активности, помощь семьям, испытывающим угрозу жизни и здоровья. Также на поддержку вправе рассчитывать каждый человек, попавший в тяжелую жизненную ситуацию.

Самой распространенной формой в области стационарного обслуживания являются дома-интернаты для пожилых людей. Большая часть граждан, которые там живут, имеют одну или несколько хронических болезней. Значительную группу таких людей составляют престарелые лица, не состоявшие в брачных отношениях и не имеющие детей. Некоторые граждане оказываются в подобных центрах по решению родных и по причине произошедшего конфликта в семье. Исходя из данных этой статистики получается, что основная масса помощи предоставляется старикам, которые остались в одиночестве и не способны самостоятельно позаботиться о себе.

Учреждения социального обслуживания пожилых и инвалидов гарантируют положенное на уровне государства обеспечение услугами. Дополнительно они получают на руки 20 % собственной пенсии для личных нужд (доля, выдаваемая людям, являющимся участниками и инвалидами войны, составляет 25 %). Любая помощь и поддержка в домах-интернатах оказывается на безвозмездной основе. Кроме предоставления постоянного проживания, есть еще один вид помощи престарелым: временное нахождение их в указанных учреждениях.

Пансионаты оснащены собственным медицинским блоком, имеющим специализированные кабинеты врачей, аптечный пункт. В домах малой вместимости (до 50 койко-мест) медицинское обслуживание оказывается в ближайших медицинских организациях.

Куда обращаться при оформлении

Существует несколько способов подачи заявления о назначении страховой пенсии по инвалидности:

  1. Личное посещение клиентской службы Пенсионного фонда с необходимыми документами. Чтобы обезопасить себя от длительного ожидания в очереди на прием, целесообразно предварительно записаться по телефону или через портал. Время приема у специалиста не занимает более 50 минут. Период назначения пенсии – 10 дней, после чего заявителю отправляется уведомление либо о назначении, либо об отказе в этом;
  2. Если заявитель не располагает временем или возможностью посещения Пенсионного фонда, он может отправить на прием свое доверенное лицо, снабдив его пакетом документов. Также можно отправить заявление почтой, однако тогда придется заверить копии документов у нотариуса, что довольно накладно;
  3. Самое популярное средство отправки заявления в официальные органы – портал Госуслуг ПФ. Подтвердить свою учетную запись можно в Центре обслуживания, который располагается в многофункциональном центре (Мои документы) и в Управлениях ПФ.

Пакет документов для оформления

Комплект бумаг для оформления соцпенсии представлен заявлением с прилагаемыми к нему подтверждающими факты документами:

  • Паспорт – для подтверждения личности, адреса регистрации и гражданства заявителя;  Выписка из акта МСЭ – для констатации инвалидности и срока действия категории.

Если документальное оформление происходит на ребёнка, то вместо паспорта будет фигурировать свидетельство о рождении, а проживание на территории РФ будет подтверждено соответствующей справкой из паспортного стола.

Поскольку в отношении несовершеннолетнего льготника оформлением будет заниматься родитель или законный представитель, то понадобится документ, обосновывающий полномочия заявителя:

  • Родственные связи отражены в свидетельстве о рождении ребёнка – дополнительно понадобится только паспорт родителя;
  • Приказ об установлении опеки или попечения подтвердит права законного представителя.

Основной документ – заявление о назначении пенсии, оформляемое на специальном бланке и содержащее следующие сведения о потенциальном получателе:

  • Фамилия, имя, отчество;
  • СНИЛС;
  • Адрес проживания;
  • Номер телефона;
  • Серия, номер, дата и место выдачи паспорта;  Дата и место рождения;  Пол.
Читайте также:  Как доказать, что банк навязал страхование жизни?

Процедура заполнения бланка проста:

  1. Указание адресата – отделения ПФР;
  2. Внесение сведений о заявителе в соответствующие графы;
  3. Выбор среди предложенных вариантов обеспечения социальной пенсии;
  4. Сообщение дополнительных сведений – выполнение трудовой функции, информация об иждивенцах, получение других видов пенсии, наличие постоянного места жительства за пределами РФ;
  5. Проставление отметки, подтверждающей информирование о необходимости извещать ПФР о любых изменениях в жизни, влияющих на назначение и размер пенсиона;
  6. Перечисление прилагаемых документов;
  7. Отметка способа информирования о приёме заявления и ходе его рассмотрения;
  8. Дата заполнения с подписью и расшифровкой.

Федеральная пенсия рассчитана для материальной поддержки следующих категорий:

  • Участвовавших в ВОВ;
  • Военных;
  • Космонавтов;
  • Больных, которые стали недееспособными из-за последствий радиационной аварии или техногенного происшествия.

Претендент на это пособие может не иметь официальной работы. Пенсия от государства базируется на неизменной ставке, которая утверждается ежегодно российскими властями.

Вычисляется по формуле: ПИ х ПС = ФП где:

  • ПИ – пособие, относящееся к категории инвалидности;
  • ПС – процентная ставка (может составлять от 100% до 300% для сотрудников

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Формы и методы обслуживания лиц пожилого возраста

Качество жизни является интегральным понятием, отражающим не только выра-женность симптомов заболевания, но и функциональное состояние пожилого человека, состо-яние его физического и психического здоровья, социальную активность, способность к само-обслуживанию, материальное обеспечение и условия жизни, а также удовлетворенность ощущением собственного физического и психического благополучия.

Основные принципы социальной геронтологии и социальной защиты геронтов

(лиц старших возрастных групп) базируются на правах человека (личности) и правах пациента:

· -обеспечение социальных (экономических, бытовых) и медицинских вопросов;

· -выявление индивидуальных проблем (потребностей) в медицинской, социальной помощи и обслуживании;

· -обеспечение условий для личностного самовыражения;

· -способствование развитию само- и взаимопомощи пожилых.

В основе концепции социальной защиты лежат принципы ООН (1991 г.).

Люди пожилого и особенно старческого возраста в силу своих физиологических особенностей относятся к социально-уязвимой группе населения и нуждаются в поддержке общества. В РБ вопросами социаль­ной помощи, реабилитации граждан «третьего возрас­та» занимаются: Министерство социальной защиты населения РБ, МЗ РБ.

В современной России имеется стойкий этaп демографического упадка старения, отмечающийся подъемом безоговорочной колличества лиц старше трудоспособного возраста и доли людей старшего поколения в составе населения государства.

С одной стороны, подъем количества лиц старшего возраста впрямую связан со понижением средней длительности жизни. Старение населения и подъем в его составе доли людей старшего возраста считаются предпосылкой наращивания демографической нагрузки на людей трудоспособного возраста, которые обеспечивают за счет собственного труда и ухода группы нетрудоспособного населения.
С иной стороны, желание понижения рождаемости и доли лиц младших возрастов в популяции ведет к подъему нагрузки на существующую систему пенсионного обеспечивания и высочайшим притязаниям к развитию структуры общественного сервиса лиц старшего возраста. И возможность становления общественной работы с людьми престарелого возраста обязана быть нацелена на увеличение свойства и расширение диапазаона предложений, в частности, в области профилактики и социально-медицинского обеспечения: на создание критерий в обществе, дабы старые люди как возможно предохраняли общественный статус, оставались интенсивными и нужными членами общества.

Социально-экономические трудности лиц престарелоговозраста и надобность их решения способами муниципального и городского управления обоснованы нарастающим старением населения. В России в настоящее время живет практически 21% лиц престарелого возраста. По мониторингам доля всего населения станет возрастать и к 2030 г/ составит в пределах 23%, к 2050 году – 26% [23, с. 101].

Различные процедуры преждевременного ухода на пенсию существуют с 80-х годов XX века и уже применяются в большинстве стран Евросоюза.

Реализация принципа «Пенсия раньше» пошла по двум направлениям:

Человек после выхода на пенсию имеет право работать.

Человек после выхода на пенсию не имеет права работать.

Наибольшего успеха в этом вопросе добились Бельгия, Германия и Франция.

Государственная социальная помощь может быть рассмотрена в широком и в узком смыслах. В широком под ней подразумеваются все денежные выплаты различным категориям граждан, которые наиболее в ней нуждаются в настоящее время. Сюда относятся все социальные пособия и закрепленные в законодательстве РФ выплаты. Социальная помощь в узком смысле определяется в федеральном законе под названием «О государственной социальной помощи». Под ней понимаются различные выплаты (компенсации, субсидии, пособия), а также предоставление жизненно необходимых товаров.

Важнейшим принципом соцзащиты является адресность различных социальных программ (выплат). Она предполагает верную идентификацию нуждающихся. Это достигается различными путями. Во-первых, следует оценить материальное положение семей или отдельных лиц. Во-вторых, можно основываться на определенных показателях, связанных статистически с нуждаемостью. Еще одним путем является создание механизма самоадресования. Он требует от органов социальной защиты большой работы, однако в сложившихся условиях представляется наиболее оптимальным.

Социальное обслуживание пожилых и старых людей

Данная система обслуживания позволяет решать следующие вопросы:

  • социально-бытового характера;
  • культурного сервиса;
  • медицинского наблюдения;
  • организацию питательного процесса;
  • обеспечения активности человека.

Полустационарные услуги полагаются престарелым лицам, людям с инвалидностью, сохранившим способность к движению, самостоятельному обслуживанию, не имеющим противопоказаний медицины для зачисления в данное учреждение. Решение о получении права на вид услуг полустационарного типа принимается руководителем учреждения после письменно оформленного заявления и справки о состоянии здоровья заявителя.

В большинстве регионов РФ полустационарное обслуживания пожилых граждан и лиц с инвалидностью осуществляется на территории полустационаров, организованных на территориях муниципальных центров социального обслуживания при органах соцзащиты.

Данная услуга предоставляется на условиях дневного или ночного стационара инвалидам и пенсионерам, сохранивших способность к самообслуживанию, несовершеннолетним лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

  • 6 способов сохранить здоровье костей после 50 и укрепить суставы
  • Кредит пенсионерам до 75 лет без поручителей — предложения банков России и условия получения
  • Польза зеленого чая после 50 лет для женщин и мужчин

Стационарное обслуживание направлено на получение гражданами разных видов помощи. Данное социальное сопровождение имеет некоторые принципы:

Меры социальной поддержки инвалидов

  • помощь оказывается лицам частично, полностью утратившим способность к обслуживанию, людям, которым требуется постоянный уход, наблюдение;
  • стационарные учреждения способны обеспечить необходимые санитарно-гигиенические требования;
  • предоставляется уход медицинская, санитарная помощь;
  • позволяет провести МСЭК, чтобы установить группу инвалидности или продлить ее;
  • позволяет получить социальную адаптацию, медицинскую реабилитацию;
  • позволяет обеспечить посещение священнослужителя, адвоката, родственников, нотариуса;
  • предоставляет помещение для проведения религиозных обрядов.

Стационарные учреждения создают наиболее адекватные условия исходя из возраста, состояния здоровья, обеспечивают не только медицинскую помощь, но и реабилитацию и отдых. У данных заведений имеются следующие особенности. Стационарное обслуживание производится в домах для престарелых людей и инвалидов. Они принимают граждан, которые достигли пенсионного возраста, инвалидов первой и второй группы, не имеющих родственников, обязанных их содержать.

Дома-интернаты принимают людей только с 1 группой инвалидности 18-40 лет, не имеющих трудоспособных детей, родителей. В детском доме-интернате содержатся дети 4-18 лет с физическими и умственными патологиями. Важным условием считается разделение детей с умственными заболеваниями от физических.

Психоневрологический интернат принимает людей, которые страдают заболеваниями психической сферы, нуждаются в помощи третьих лиц, медицинском обслуживании вне зависимости от наличия трудоспособных родственников. Социальный дом-интернат принимает лиц, которые систематически нарушают внутренние распорядки, занимаются попрошайничеством, бродяжничеством.

Заведения стационарного типа оказывают медицинскую помощь, реабилитационные услуги, помогают в быту, организуют трудовую деятельность. Путевка в дом-интернат дается отделом социальной помощи на основании заявления, подписанного представителем больного, медицинской карты. После того, как лицо признается недееспособным, оно помещается в стационар.

На заметку, если состояние здоровья позволяет, то с разрешения директора больной или престарелый человек имеет возможность на временное выбывание из интерната.

Данный вид направлен на получение необходимой неотложной помощи для пожилых людей и молодых, находящихся на инвалидности. Сопровождение носит разовый характер и направлено на решение материально-бытовых вопросов следующими типами услуг:

  • получение горячего питания, продуктового набора;
  • получение обуви, одежды, необходимых предметов;
  • получение разовой материальной помощи;
  • обеспечение временным жильем;
  • получение консультации юриста;
  • получение срочной помощи медиков, социальных работников, священнослужителей.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *