- Арбитражные дела

Специфика бухучета организаций (ИП), занятых в системе автосервиса

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Специфика бухучета организаций (ИП), занятых в системе автосервиса». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Налоги – это неизбежное зло, с которым вам придется столкнуться. Хотя умом мы все понимаем, что налоги необходимы для государственных нужд, платить все равно не хочется. Тем не менее, придется, если вы хотите работать легально.

Первичная документация, используемая в системе автосервиса

Деятельность в автосервисе подразумевает:

  • прием заказов;
  • приведение в исполнение полученных заказов;
  • доведение действительных услуг до клиентуры.

Исходные, начальные документы в этом процессе играют первостепенную роль, поскольку каждая составляющая процесса требует должного оформления. Оплачиваемые услуги могут оформляться как исходными документами, так и при помощи жетонов, кассовых чеков (далее по тексту КЧ) и т. п.

Исходная документация Что собой представляет?
Договор по техобслуживанию, ремонту Включает:

данные заказчика (юридический адрес) и исполнителя (ФИО, контакты, адрес),

информацию о транспорте (марка, номер, модель),

время поступления заказа, сроки его выполнения, стоимость работ,

список оказываемых услуг с перечислением задействованных материалов и запчастей с их ценой,

гарантию,

ответственность сторон;

клиенту отдается копия

Бланк заказа Заполняет клиент (физлицо) по образцу БО-1
Журнал учета заказов Необходим для регистрации принятых к исполнению заказов
Рекламационный акт Составляется при приеме на ремонт по гарантии
Акт сдачи-приемки Оформляется, когда владелец оставляет свое транспортное средство для ремонта;

фиксирует состояние автомашины, имеющиеся повреждения, комплектацию, отданные запчасти и материалы;

заказчику отдается копия

Номерной талон Выдается при диагностике, мойке, отдельных видах работ при техобслуживании и др.
КЧ Включает:
  • данные организации, предоставляющей услуги;
  • чековый номер;
  • дату поступления заказа и его цену;
  • ИНН;
  • номер ККМ.
Контрольно-кассовая лента, удостоверенная налоговиками журнал кассира-операциониста (КМ-4) и т. д. Это документы, свидетельствующие о платежах клиентов, на хранении остаются до 5 лет
Кассовый отчет Составляется кассиром в конце рабочего дня и сдается с вырученными деньгами
Приходный кассовый ордер Показывает передачу вырученных денег и кассового отчета
Учетная ведомость по движению денег и проведению услуг Необходима для контролирования движения денег (прибытие, траты, остаток);

составляется каждый день по форме № 4 в 2 экземплярах (для бухгалтерии и приемного пункта)

Накладные поставщика, инвойс, товарно-транспортная документация, акт приема для последующего пользования Используются для учета ОС

Подобное документальное оформление, быстрый учет поступающих заказов являются обязательными для осуществления полноценной деятельности в автосервисе, обеспечения контроля над сохранностью, движением заказов и расчетами с клиентурой.

Как учитывают ОС и НА в бухучёте автосервиса

К основным средствам автосервиса относится имущество, которое используют в рабочем периоде более года деятельности. Это и здания, сооружения, оборудование, транспорт и прочее. Для учёта ОС в бухгалтерии используют сч. 08 – капвложения, сч. 02 – изношенность ОС, сч. 47 – реализация ОС. При поступлении средств эти операции отображают с учётом нематериальных активов следующими проводками:

— обязательства учредителей ООО по вкладу — ДТ 75, КТ 85;

— главное производство в собственности ООО — ДТ 01, КТ 75;

— выбывание на начальную цену объекта НА — ДТ 48, КТ;

— выбывание на величину амортизации — ДТ 05, КТ 48;

— финансовый итог от убытия НА — ДТ 48, КТ 80;

— инвентарная цена НА — ДТ 04, КТ 08;

— НА получены на безвозмездной основе — ДТ 04, КТ 87.

В бухгалтерии автосервиса нужно вести отдельный учёт каждой услуги, а также фиксировать движение денег и платежей с поставщиками. При этом необходимо разбираться в операциях с контрагентами, уметь работать с ОС и НА. Когда автосервис приобретает нужные запчасти, необходимое оборудование и инструменты, использованные средства списывают согласно требованиям законодательства.

Глава 17. Налогообложение и бухгалтерия автосервиса.

Налоги платят, исходя из результатов деятельности и системы налогообложения. Начнем с последнего, так как деятельности у нас еще нет, а система налогообложения, по которой надо платить, есть.

Системы налогообложения, существующие у нас в стране:

1. Общая (традиционная) система налогообложения (ОСН или ТСН).

2. Упрощенная система налогообложения (УСН).

Любая организация может пользоваться либо первой, либо второй. Также есть специальный налоговый режим – единый налог на вмененный доход (ЕНВД), под который попадают некоторые виды деятельности, в том числе и ремонт машин. Однако ЕНВД – это спецрежим для видов деятельности, а не для организации. То есть в любом случае ваша фирма будет находиться либо на ОСН, либо на УСН, а ЕНВД – это как дополнение. Чтобы было понятно, расскажу подробнее обо всех системах.

Общая система налогообложения – это самая громоздкая и сложная в плане учета и отчетности система. Она же самая невыгодная для автосервиса. При ее использовании нужно платить налог на прибыль, налог на имущество, заморачиваться с НДС. Это стандартная система, на которую попадают все при регистрации, если не подано заявление о переходе на упрощенную систему. ИП на общей системе – это вообще ужас, поскольку стараниями наших законотворцев предприниматель на общей системе должен помимо обычного учета вести специальный реестр документов. Если вы ИП и оказались на ОСН – сразу и без раздумий закрывайтесь и регистрируйтесь заново.

Упрощенная система налогообложения (упрощенка).

Была сделана специально для малого бизнеса. Ну, по крайней мере, так говорят. Отчетности там на порядок меньше, чем в ОСН, и платить нужно только единый налог, который зависит от вида упрощенки. При регистрации сразу со всеми документами подавайте заявление о переходе на упрощенку, иначе окажетесь на ОСН, а перейти с системы на систему можно только один раз в год. Есть два вида упрощенки:

УСН 6 % – вы платите единый налог в размере шести процентов от ваших доходов. Доход – это ВСЕ деньги, которые вы получили. Все, что прошло через кассовый аппарат, все, что пришло на расчетный счет, абсолютно все, что пришло, считается доходами. Это очень просто и безопасно – налоговой сложно до вас докопаться. Не нужны документы для подтверждения расходов. Для автосервиса – идеальный вариант.

УСН 15 % – вы платите единый налог в размере пятнадцати процентов от разницы между доходами и расходами, т. е. от прибыли. УСН 15 % выгодна для тех, кто работает с физическими лицами, имеет небольшую маржу и нормальные документы на подтверждение расходов. Но перечень расходов ограничен налоговым кодексом, и расходы, например, на рекламу учесть нельзя. В расходы можно записать только то, что связано с непосредственным извлечением прибыли – прямые расходы. Бухгалтерские услуги – нельзя, маркетинговые услуги – нельзя; только то, что есть в закрытом перечне.

Упрощенка – самый безопасный налоговый режим, но имеет минусы. Для упрощенки есть определенные лимиты, при превышении которых вы автоматом без всяких уведомлений переводитесь на ОСН, а это означает кучу проблем с документами. На упрощенке нельзя иметь больше 50 сотрудников, и годовой оборот не должен превышать 20 000 000 руб.

Однако платить единый налог вы сможете только в том случае, если собрались открывать автосервис в Москве. Во всей остальной стране деятельность по ремонту автомобилей попадает на спецрежим – ЕНВД (вмененку).

Единый налог на вмененный доход. Государство здраво рассудило, что проконтролировать реальные движения наличности во многих сферах деятельности оно не может, а поэтому установило определенную «потенциальную» доходность для разных видов деятельности, с которой и должны платить налоги «вмененщики». Для автосервиса налог на вмененный доход рассчитывается в зависимости от численности персонала – чем больше народу у вас трудится, тем больше налог. Для магазина запчастей – по площади торгового зала, а если зала нет, то налог придется платить с торгового места.

Наверняка у вас возникла мысль: «Мне что, два налога вместо одного платить придется?» Не волнуйтесь, не придется. Как я уже говорил, любая организация может находиться либо на ОСН, либо на УСН. Автосервис, соответственно (кроме Москвы), будет совмещать основную систему налогообложения и ЕНВД, т. е. либо ОСН+ЕНВД, либо УСН+ЕНВД. Что это значит? Если ваш автосервис занимается только ремонтом машин, то платить вы должны только ЕНВД, а раз деятельности, с которой платится налог по основной системе налогообложения, у вас нет, поэтому и налогов нет. В общем, если организация занимается видами деятельности, попадающими под вмененку, она платит только вмененку; если видов деятельности под вмененку нет, она платит по основной системе налогообложения. Если есть несколько видов деятельности, из которых что-то попадает под вменеку, а что-то нет, то организация платит по ним налоги раздельно и раздельно ведет учет.

Читайте также:  Что выгоднее страховая или пенсия по 3 группе инвалидности в 2023 году

В Москве вмененки для автосервисов нет, поэтому самый лучший вариант – УСН 6 %. Правда, если автосервис крупный, то скорее всего, придется применять ОСН из-за больших денежных оборотов. С другой стороны, есть много разных схем, которые позволяют оставаться на упрощенке, даже если бизнес достаточно крупный.

Все вышесказанное относится как к ИП, так и к ООО. Разницы в налогах для них нет.

Налоговики установили для автосервиса доходность 12 000 руб. с каждого работающего человека. Не знаю, откуда они взяли такую цифру, может быть, просто «методом тыка». Называется это базовой доходностью, а сам налог рассчитывается по формуле:

Налог за месяц = Базовая доходность Кол-во работников К1 К2 15 %

Базовая доходность – 12 000 руб.

Кол-во работников – сколько человек числилось в штате в этом месяце (если вы ИП, то себя сюда тоже надо включать).

К1 – коэффициент-дефлятор, устанавливается Правительством РФ. В 2008 году он равен 1,34.

К2 – корректирующий коэффициент базовой доходности, который учитывает такие особенности, как сезонность, режим работы, фактический период времени осуществления деятельности и другие. Устанавливается в каждом регионе свой.

Вмененный налог платится 1 раз в квартал, и декларация по вмененке тоже подается раз в квартал. Помимо декларации ЕНВД в налоговую инспекцию нужно подавать отчетность по базовой системе налогообложения, общей или упрощенной. Просто на всякий случай (не везде налоговики требуют еще что-то кроме декларации ЕНВД).

ЕНВД платится по месту осуществления деятельности, а не по месту регистрации. И декларация подается в ту налоговую инспекцию, которая контролирует адрес. Если вы зарегистрированы в одной налоговой, а адрес автосервиса попадает под крыло другой, то вам надо зарегистрироваться там в качестве плательщика ЕНВД (форма 9-ЕНВД-1 для юридических лиц и 9-ЕНВД-2 для ИП). Срок – 5 дней с начала осуществления деятельности.

Помимо уплаты ЕНВД вам нужно будет платить взносы на обязательное пенсионное страхование и на страхование от несчастных случаев и производственных заболеваний, а также НДФЛ (налог на доходы с физических лиц) с зарплаты сотрудников.

Если вдруг вы совершили хотя бы одну операцию, не попадающую под ЕНВД, то с нее придется платить налоги в соответствии с вашей основной системой налогообложения.

Еще один момент: торговля маслами, например, является подакцизной и облагается налогами только по общей системе, поэтому не советую торговать маслами в магазине – продавайте их только при замене на машине клиента.

Бухгалтер для автосервиса

Для ведения бухгалтерского учета автосервиса экономичнее и целесообразнее будет заключить договор с бухгалтерской компанией на аутсорсинг (удаленное ведение бухучета). Такая компания поможет вам не только грамотно и точно вести бухучет, но и окажет помощь в минимизации расходов, оптимизирует налоги, окажет юридическую и кадровую поддержку.

Какие налоговые режимы применяют в автосервисе

1. Организация на ОСН может максимально использовать свои возможности в бизнесе, потому что не имеет ограничений по числу работников, выбору поставщиков и другим показателям. При расчёте с «физиками» за авторемонт разрешается выдавать вместо чеков БСО. Если деятельность приостанавливается, налоговая нагрузка минимальна. Однако, в целом налоговое бремя достаточно велико, к тому же из-за сложности налогообложения и специфики учёта бухуслуги могут обойтись недёшево.

3. Организации и ИП на ЕНВД выигрывают за счёт предельной простоты расчётов: вести учёт практически не нужно, ведь налог предоплачивают заранее, а его сумму уменьшают на страхвзносы, при этом лимитов по выручке нет. Однако, существует ограничение – в штате не более сотни человек. Приостановка бизнеса из-за недостатка клиентов будет невыгодной, потому что налог уплачен вперёд. Работая на вменёнке, можно значительно сэкономить на бухучёте.

Автоматизация работы автосервиса

В помощь бухгалтеру и собственнику создано большое количество программ для облегчения ведения учета.

Программа БИТ.Автосервис создана на базе 1С:Управление торговлей 8.3., ред. 11. Таким образом, пользователи получают все преимущества и функционал известного продукта 1С. Еще один плюс: бухгалтеру не нужно долго учиться и разбираться в системе, для обмена данными с «1С:Бухгалтерия» используются стандартные механизмы.

Решение БИТ.Автосервис автоматизирует предприятие любого размера: от маленького СТО с двумя подъемниками до сетевых автосервисов.

Какие преимущества дает программа?

В решение встроен отдельный блок по отчетности, где есть все отчеты по складу, продажам, поставщикам и клиентам, которые доступны в привычной программе 1С:Управление торговлей.

Существуют два вида договора аренды автомобиля:

В первом случае, согласно ст. 642 ГК РФ, арендатор получает право временно пользоваться автомобилем, в том числе и управлять им, содержать в надлежащем виде. Арендодатель получает плату за пользование своим авто. Далее, согласно положениям ст. 644 ГК РФ, текущий и капитальный ремонт автомобиля обязан осуществлять арендатор. Он же и поддерживает надлежащее техническое состояние автомобиля, признавая затраты по закону.

Статья 264 (п. 11-1) позволяет сделать это организациям, применяющим ОСНО, а статья 346.16 (п. 12) – применяющим УСН. Все расходы должны иметь документальное подтверждение, на основании должным образом оформленных первичных документов.

Расходы на ремонт и обслуживание арендованных автомобилей признаются без проблем для организаций, применяющих ОСНО:

Расходы на ремонт и обслуживание арендованных автомобилей у организации на УСН признаются однозначно, только если эти автомобили амортизируются. Об этом сказано в ст. 346.16 (п. 4) НК РФ: в перечень ОС включаются те основные средства, которые признаны амортизируемыми (исходя из положений гл. 25 НК РФ). Следовательно, в расходах можно учитывать затраты только амортизируемых автомобилей. Указаний на возможность включать в расходы ремонт и техобслуживание арендуемых у частных лиц автомобилей, которые не подлежат амортизации, у упрощенцев нет. Может возникнуть ситуация, которую налоговые органы вправе трактовать не в пользу арендодателя.

Во втором случае автомобиль арендуется с экипажем. Арендодатель предоставляет за плату, помимо самого автомобиля, и услуги водителя. Здесь, согласно 634 ГК РФ, арендодатель самостоятельно производит ремонты как текущие, так и капитальные.

Особенности ведения бухучета в автосервисе

От правильности выбора налогового режима и последующего расчета налогов напрямую зависит размер затрат на взносы и сборы. Подобрать эффективную систему налогообложения помогут профессиональные специалисты «ПрофБизнесУчет». Также эксперты компании возьмут на себя ведение налогового учета (анализ первичной документации, расчет налогов, составление и сдачу отчетов в установленные сроки).

Бухгалтеры компании «ПрофБизнесУчет» отслеживают изменения в законодательстве, нормативных документах ФНС. Профессиональная компетентность, опыт позволяют специалистам оптимизировать налоговую систему автосервиса, исключить риск налоговых переплат.

Профессиональное ведение бухучета в автосервисе – это выгодно, удобно и доступно. Преимуществом аутсорсинга бухгалтерии является еще и решение вопроса внутреннего контроля. Передача функции учета сторонним специалистам минимизирует риск мошенничества при закупке, продаже, списании основных средств.

После регистрации автосервиса практически у каждого собственника возникают вопросы, касающиеся ведения бухгалтерского учета, планирования расходов и оптимизации налогов.

Такие вопросы поможет вам решить бухгалтерская компания, специализирующаяся на подобных сферах услуг.

Сферы деятельности автосервиса, как правило, это функционирование автомойки, автосервис (шиномонтаж, техобслуживание и ремонт транспортных средств), а в некоторых случаях наличие магазина и кафе. Каждая из этих видов деятельности имеет свои особенности в вопросе ведения бухучета.

Как вести бухгалтерский учет автосервиса? Рассмотрим все более подробно.

Работа автомойки это оказание услуг, поэтому в ваших бухгалтерских проводках всегда будут задействованы затратные счета 20, 25, 26. Услуга «мойка» оказывается как физическим лицам, так и юридическим.

В работе с физическими лицами юридическое лицо (автосервис) обязано использовать кассовый аппарат, на основании Положения ЦБ РФ от 12 октября 2011 г. № 373-П «О порядке ведения кассовых операций». По окончании оказания услуги «мойка» автосервис должен выдать на руки физическому лицу первичный документ, подтверждающий факт совершения услуги: Накладная, Акт выполненных работ и приходно-кассовый ордер (ПКО) с кассовым чеком.

— Оказана услуга «мойка» автосервисом физическому лицу, выставлен акт работ Дт 62 Кт 90

— Оплачена услуга «мойка» по ранее выставленному акту Дт 50 Кт 62.

Помимо обслуживания физических лиц, услугами автомойки могут воспользоваться и юридические лица. Юридические лица могут вести безнальные расчеты. В этом случае автосервису необходимо открыть расчетный счет в банке.

— Оплачена услуга «мойка» по ранее выставленному счету юридическому лицу Дт 51 Кт 62.

Прежде чем открыть бизнес, нужно правильно определиться в выборе налоговой системы, поскольку от этого напрямую зависит рентабельность предприятия. Автосервисы могут работать на ОСН и спецрежимах — УСН, ЕНВД и патенте. ООО выгоднее работать прежде всего на традиционной – основной системе, а ИП предпочитают упрощёнку обоих типов и патент.

Читайте также:  Оформление в собственность заброшенного земельного участка в СНТ

1. Организация на ОСН может максимально использовать свои возможности в бизнесе, потому что не имеет ограничений по числу работников, выбору поставщиков и другим показателям. При расчёте с «физиками» за авторемонт разрешается выдавать вместо чеков БСО. Если деятельность приостанавливается, налоговая нагрузка минимальна. Однако, в целом налоговое бремя достаточно велико, к тому же из-за сложности налогообложения и специфики учёта бухуслуги могут обойтись недёшево.

2. Организации и ИП на УСН имеют немало преимуществ, поскольку бухучёт значительно упрощается — особенно в режиме «доходы», а налоговая нагрузка снижается (платежи уменьшаются на сумму страхвзносов). Расчёты с частниками проводят по кассе или выдают бланки отчётности за ремонт, но при продаже запчастей пробивают только чеки. Юрлица могут рассчитываться за услуги по безналу на р/с. Есть и ограничения на упрощёнке – в штате максимум сотня человек, годовая выручка не превышает 60 млн. руб.

3. Организации и ИП на ЕНВД выигрывают за счёт предельной простоты расчётов: вести учёт практически не нужно, ведь налог предоплачивают заранее, а его сумму уменьшают на страхвзносы, при этом лимитов по выручке нет. Однако, существует ограничение – в штате не более сотни человек. Приостановка бизнеса из-за недостатка клиентов будет невыгодной, потому что налог уплачен вперёд. Работая на вменёнке, можно значительно сэкономить на бухучёте.

4. ИП на патенте может работать максимум в течение года и сэкономить на налогах примерно 20%, по сравнению с другими режимами. Выгода очевидна для автослесаря, работающего в одиночку. В любом случае и здесь нужно учитывать ограничения: максимум работников -15, лимит по обороту – 60 млн. руб. в год.


Движение денег в кассе организации и ИП отображают по сч. 50, операции по р/с учитывают на сч. 51. В бухгалтерии применяют следующие стандартные проводки:

  • реализация за наличные товаров и услуг — ДТ 50, КТ 46;
  • реализация по р/с товаров и услуг – ДТ 51, КТ 62;

  • выполнение ремонта — ДТ 62.01, КТ 90,01;

  • платёж физлица за ремонт — ДТ 50, КТ 62.01;

  • платёж юрлица за ремонт — ДТ 51, КТ 62.01;

  • поступление запчастей в автосервис — ДТ 41, КТ 60;

  • оплата поставщику за запчасти — ДТ 60, КТ 51;

  • списывание запчастей по мере исполнения ремонта — ДТ 90, КТ 41;

  • автомойка для физлица — ДТ 62, КТ 90;

  • платёж физлица за автомойку по акту работ — ДТ 50, КТ 62;

  • платёж юрлица за автомойку по счёту — ДТ 51, КТ 62.

Бизнес план автосервиса: особенности, требования, полезные советы

Автосервис, в первую очередь, коммерческое предприятие, созданное с целью получения прибыли.

Исходя из этой установки, деятельность СТО должна быть ориентирована на обеспечение доходности, наращивание клиентской базы и увеличение количества продаж (применительно к автосервису, это объемы выполненных ремонтно-восстановительных работ). Здесь требуется грамотно организованный маркетинг и непрерывная аналитическая работа, мониторинг рынка, поиск выгодных направлений.

Услуги автосервиса представляют собой комплекс мероприятий, в состав которого входят необходимые процедуры по восстановлению, ремонту и улучшению внешнего вида автотранспорта. Правильно подобранный ассортимент оказываемых услуг способствует расширению клиентской базы, обеспечивает рабочую нагрузку предприятия. Чем больше направлений и разновидностей может быть одновременно задействовано, тем шире охват пользователей. Перечень работ, определяющих доходность СТО, зависит от потребностей клиентуры и условий эксплуатации техники, состава и назначения автомобилей.

Как правило, в условиях современного города преобладают транспортные средства категории «B». Соответственно, позиционировать СТО следует исходя из потребностей легкового транспорта, особенностей его ремонта.

В данном сегменте рынка конкуренция выше, чем в других, менее нагруженных направлениях. Спрос на ремонт автотехники пропорционален количеству населения. Получить необходимое обслуживание в краткие сроки могут не все владельцы машин, что способствует увеличению потребностей и расширению сети авторемонтных предприятий. Необходимо учитывать также состояние автомобилей, их возраст, страны производства. В массе транспорта сегодня преобладают японские машины, затем следуют европейские и российские автомобили.

Конкурентным преимуществом будет пользоваться СТО, способная работать с техникой любого типа, с налаженными поставками запасных частей, располагающая подготовленными и опытными работниками.

Структура СТО зависит от состава, количества отделений и применяемой технологии.

Во многом она обусловлена спецификой населенного пункта и условиями эксплуатации автотранспорта.

Для СТО среднего уровня требуется персонал в количестве от 12 человек:

  • управляющий (1);
  • администратор (2);
  • старший автомеханик (1);
  • автомеханик (5);
  • помощник автомеханика (2);
  • уборщик (1).

Такой состав выбран условно, поскольку каждый автосервис отличается своим организационным устройством. Окончательный состав определяется опытным путем, так как спрос зависит от множества факторов. Подбор персонала производится с максимальной тщательностью, выбирают среди подготовленных специалистов со стажем работы не менее 5 лет. На практике не всегда удается найти профессиональных автомехаников, поэтому, приходится обучать людей.

Налогообложение организаций (ИП), работающих в системе автосервиса

От применяемого налогового спецрежима в организации (ИП) зависят расходы на сборы, взносы и собственно принцип работы в системе автосервиса.

Режим налогообложения Особенности применения Налоговая нагрузка
УСН (6% с прибыли) Штат работающих не более 100 чел.;

годовая прибыль до 60 млн;

БСО за ремонт с физлицами;

работа с юрлицами посредством ККМ, расчетного счета

Имущественный налог не уплачивается;

основной налог снижается за счет страховых сборов;

обязательно ККМ при реализации запчастей

УСН (прибыль — траты) Особенности применения как и при УСН с 6% от прибыли Не взимается налог на имущество;

обязательно ККМ при реализации запчастей;

если дохода нет, уплачивается 1% от дохода

ЕНВД Только штатные ограничения в 100 чел.;

БСО за ремонт с физлицами, а запчасти по чекам;

работа ведется посредством ККМ, расчетного счета — с юрлицами;

запчасти по чекам

Не уплачивают имущественный налог;

основной налог уплачивают ежеквартально в любом случае, подсчитывается он с учетом численности работающих;

уплаченные страховые сборы за работников снижают основной налог на 50%

ОСН с НДС Без лимитирования;

БСО с физлицами по ремонту;

с юрлицами — ККМ, расчетный счет

Много налогов, включая НДС;

если дохода не будет, налоги не уплачивают либо их размер минимален

ОСН без НДС Лимитирование только по части прибыли — до 2 млн за квартал;

БСО с физлицами, а с юрлицами — счет либо ККМ

Большая нагрузка в отношении налогов;

если прибыли нет, размер налогов существенно снижается либо их не платят

Особенности бухгалтерского учета ремонта автомобиля

Как работаем и отдыхаем в 2022 году ?

Текущий и капитальный ремонт, прохождение периодических техосмотров автомобилей – насущная необходимость, позволяющая поддерживать имущество в состоянии, пригодном для эксплуатации, с целью извлечения прибыли. В ходе этих мероприятий возникают расходы, которые необходимо отражать в налоговом и бухгалтерском учете. К таким расходам можно отнести приобретение запчастей, ремонтные работы технических специалистов СТОА, ремонтных мастерских, профилактические осмотры техники.

Вопрос: Как отразить в учете организации-арендатора расходы на текущий ремонт автомобиля, полученного по договору аренды без экипажа, произведенный вспомогательным производством организации?
Затраты на текущий ремонт автомобиля составили 40 000 руб. (в том числе материалы, заработная плата работников, страховые взносы). В месяце завершения ремонтных работ использованные материалы стоимостью 24 000 руб. полностью оплачены, а заработная плата и страховые взносы оплачены в следующем месяце. Автомобиль используется в основном производстве организации. Резерв на ремонт основных средств (ОС) для целей налогообложения прибыли организацией не создавался. Организация составляет промежуточную бухгалтерскую отчетность на последнее число каждого календарного месяца.
Посмотреть ответ

Существуют два вида договора аренды автомобиля:

  • без экипажа;
  • с экипажем (временное фрахтование).

В первом случае, согласно ст. 642 ГК РФ, арендатор получает право временно пользоваться автомобилем, в том числе и управлять им, содержать в надлежащем виде. Арендодатель получает плату за пользование своим авто. Далее, согласно положениям ст. 644 ГК РФ, текущий и капитальный ремонт автомобиля обязан осуществлять арендатор. Он же и поддерживает надлежащее техническое состояние автомобиля, признавая затраты по закону.

Статья 264 (п. 11-1) позволяет сделать это организациям, применяющим ОСНО, а статья 346.16 (п. 12) – применяющим УСН. Все расходы должны иметь документальное подтверждение, на основании должным образом оформленных первичных документов.

Расходы на ремонт и обслуживание арендованных автомобилей признаются без проблем для организаций, применяющих ОСНО:

  • если автомобиль является амортизируемым – на основании ст. 260 НК РФ вне зависимости, прописано это в договоре или нет;
  • если авто амортизации не подлежит (например, арендовано у частного лица или организации на спецрежиме) – на основании ст. 264 НК РФ (п. 1-49).

Расходы на ремонт и обслуживание арендованных автомобилей у организации на УСН признаются однозначно, только если эти автомобили амортизируются. Об этом сказано в ст. 346.16 (п. 4) НК РФ: в перечень ОС включаются те основные средства, которые признаны амортизируемыми (исходя из положений гл. 25 НК РФ). Следовательно, в расходах можно учитывать затраты только амортизируемых автомобилей. Указаний на возможность включать в расходы ремонт и техобслуживание арендуемых у частных лиц автомобилей, которые не подлежат амортизации, у упрощенцев нет. Может возникнуть ситуация, которую налоговые органы вправе трактовать не в пользу арендодателя.

Читайте также:  Единовременные выплаты при рождении первого ребенка в 2023 году в Башкирии

Во втором случае автомобиль арендуется с экипажем. Арендодатель предоставляет за плату, помимо самого автомобиля, и услуги водителя. Здесь, согласно 634 ГК РФ, арендодатель самостоятельно производит ремонты как текущие, так и капитальные.

Внимание! Затраты на приобретение запчастей организацией невозможно будет признать в расходах, поскольку их приобретение является по законодательству обязанностью арендодателя и входит в понятие ремонта автомобиля.

Налогообложение услуг предприятий автосервиса

Налоговым законодательством предусмотрено, что по решению представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств может применяться специальный налоговый режим в виде ЕНВД (пп. 3 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Однако на практике из-за отсутствия в гл. 26.3 НК РФ четких разъяснений, какие именно услуги следует относить к вышеупомянутой деятельности, довольно часто возникают различные разногласия между налогоплательщиками и контролирующими органами.

Вместе с тем Минфин в своих разъяснениях (Письма Минфина России N 03-11-05/109 , от 14.09.2005 N 03-11-04/3/88) указал, что в данном случае нужно руководствоваться Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 (далее — ОКУН). В соответствии с ОКУН к услугам по ремонту автотранспортных средств относятся услуги, классифицируемые по коду 017000 «Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования».

Письмо Минфина России от 29.11.2005 N 03-11-05/109 «О порядке применения системы налогообложения в виде ЕНВД в отношении услуг по ремонту и техобслуживанию автотранспортных средств».
Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-92, утв. Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163.

Но бывают случаи, когда налоговики не соглашаются с таким суждением. Ярким примером этого может служить Постановление ФАС ЗСО от 10.11.2004 N Ф04-8024/2004(6088-А03-19). В рассмотренной ситуации налоговики усомнились в правомерности применения специального режима налогообложения в виде ЕНВД налогоплательщиками, которые оказывают отдельные виды технического обслуживания автотранспортных средств, в частности услуги по проверке работы ряда систем автомобиля (контрольно-диагностические работы), проводимые вне рамок техосмотра. Однако суд не поддержал налоговиков и встал на сторону налогоплательщика, указав, что контрольно-диагностические работы — неотъемлемая часть услуг по обслуживанию легковых и грузовых автомобилей, автобусов и входят в перечень услуг, облагаемых ЕНВД. К тому же они поименованы в ОКУН под кодом 017104.

Более того, работники финансового органа подтвердили правомерность применения специального налогового режима в виде ЕНВД при выполнении контрольно-диагностических работ и установке дополнительного оборудования (Письмо Минфина России N 03-11-04/3/32 ).

Письмо Минфина России от 21.07.2005 N 03-11-04/3/32 «О порядке применения системы налогообложения в виде ЕНВД в отношении розничной торговли автотранспортом».

Обратите внимание: уплата ЕНВД при осуществлении предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств не зависит от того, кому — организациям или физическим лицам — они оказываются и в какой форме — наличной или безналичной — производится расчет за оказание этих услуг. Об этом не раз упоминал в своих разъяснениях Минфин в Письмах N 03-11-05/80 , от 12.07.2005 N 03-11-01/3/14. Не идет речь о такой зависимости и в гл. 26.3 НК РФ.

Письмо Минфина России от 10.10.2005 N 03-11-05/80 «О порядке применения положений гл. 26.3 НК РФ».

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод: услуги, оказываемые организацией по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств по договору с заводом-изготовителем в период гарантийного срока эксплуатации автотранспортного средства, подпадают под специальный режим налогообложения в виде ЕНВД. При этом не имеет значения, кому (юридическому или физическому лицу) и как (в наличной или безналичной форме) оказываются данные услуги.

Налогообложение организаций (ИП), работающих в системе автосервиса

От применяемого налогового спецрежима в организации (ИП) зависят расходы на сборы, взносы и собственно принцип работы в системе автосервиса.

Режим налогообложения Особенности применения Налоговая нагрузка
УСН (6% с прибыли) Штат работающих не более 100 чел.;

годовая прибыль до 60 млн;

БСО за ремонт с физлицами;

работа с юрлицами посредством ККМ, расчетного счета

Имущественный налог не уплачивается;

основной налог снижается за счет страховых сборов;

обязательно ККМ при реализации запчастей

УСН (прибыль — траты) Особенности применения как и при УСН с 6% от прибыли Не взимается налог на имущество;

обязательно ККМ при реализации запчастей;

если дохода нет, уплачивается 1% от дохода

ЕНВД Только штатные ограничения в 100 чел.;

БСО за ремонт с физлицами, а запчасти по чекам;

работа ведется посредством ККМ, расчетного счета — с юрлицами;

запчасти по чекам

Не уплачивают имущественный налог;

основной налог уплачивают ежеквартально в любом случае, подсчитывается он с учетом численности работающих;

уплаченные страховые сборы за работников снижают основной налог на 50%

ОСН с НДС Без лимитирования;

БСО с физлицами по ремонту;

с юрлицами — ККМ, расчетный счет

Много налогов, включая НДС;

если дохода не будет, налоги не уплачивают либо их размер минимален

ОСН без НДС Лимитирование только по части прибыли — до 2 млн за квартал;

БСО с физлицами, а с юрлицами — счет либо ККМ

Большая нагрузка в отношении налогов;

если прибыли нет, размер налогов существенно снижается либо их не платят

Специфика бухучета организаций (ИП), занятых в системе автосервиса

К основным средствам автосервиса относится имущество, которое используют в рабочем периоде более года деятельности. Это и здания, сооружения, оборудование, транспорт и прочее. Для учёта ОС в бухгалтерии используют сч. 08 – капвложения, сч. 02 – изношенность ОС, сч. 47 – реализация ОС. При поступлении средств эти операции отображают с учётом нематериальных активов следующими проводками:

— обязательства учредителей ООО по вкладу — ДТ 75, КТ 85;

— главное производство в собственности ООО — ДТ 01, КТ 75;

— выбывание на начальную цену объекта НА — ДТ 48, КТ;

— выбывание на величину амортизации — ДТ 05, КТ 48;

— финансовый итог от убытия НА — ДТ 48, КТ 80;

— инвентарная цена НА — ДТ 04, КТ 08;

— НА получены на безвозмездной основе — ДТ 04, КТ 87.

В бухгалтерии автосервиса нужно вести отдельный учёт каждой услуги, а также фиксировать движение денег и платежей с поставщиками. При этом необходимо разбираться в операциях с контрагентами, уметь работать с ОС и НА. Когда автосервис приобретает нужные запчасти, необходимое оборудование и инструменты, использованные средства списывают согласно требованиям законодательства.

ООО «Василек» продает запчасти оптом и ремонтирует автотранспортные средства. На организацию поступил заказ по починке автомашины. Во время ремонтных работ использовались запасные части, выписанные со складского помещения. Бухгалтерия отобразила все операции по описанной ситуации стандартными контировками.

Стандартные применяемые контировки Характеристика
ДТ 10-2, КТ 41-1 Выданы запчасти со складского помещения автосервису
Сторно ДТ 68 (НДС), КТ 19-3 Вычет НДС
ДТ 10-2, КТ 19-3 Учитывание НДС в цене запчастей
Сторно ДТ 41-1, КТ 42 Торговая наценка запчастей
ДТ 20, КТ 10-2 Себестоимость запчастей отнесена на ремонтные затраты
ДТ 20, КТ 02 Траты на ремонт автомашины
ДТ 62, КТ 90-1 Доход от выполненных ремонтных работ
ДТ 90-2, КТ 20 Списание себестоимости произведенных работ вместе с ценой запчастей
ДТ 50-1, КТ 62 Заказчиком внесена оплата за выполненные ремонтные работы
ДТ 90-9, КТ 99 Учтен полученный доход от починки автомобиля

К. Д. Леонидов, слесарь по специальности, принимает решение заняться ремонтом автотранспортных средств. Работать собирается один. В такой ситуации ему уместнее зарегистрироваться ИП и выбрать режим налогообложения ЕНВД.

Особенности бухгалтерского учета ремонта автомобиля

Текущий и капитальный ремонт, прохождение периодических техосмотров автомобилей – насущная необходимость, позволяющая поддерживать имущество в состоянии, пригодном для эксплуатации, с целью извлечения прибыли. В ходе этих мероприятий возникают расходы, которые необходимо отражать в налоговом и бухгалтерском учете. К таким расходам можно отнести приобретение запчастей, ремонтные работы технических специалистов СТОА, ремонтных мастерских, профилактические осмотры техники.

Вопрос: Как отразить в учете организации-арендатора расходы на текущий ремонт автомобиля, полученного по договору аренды без экипажа, произведенный вспомогательным производством организации?
Затраты на текущий ремонт автомобиля составили 40 000 руб. (в том числе материалы, заработная плата работников, страховые взносы). В месяце завершения ремонтных работ использованные материалы стоимостью 24 000 руб. полностью оплачены, а заработная плата и страховые взносы оплачены в следующем месяце. Автомобиль используется в основном производстве организации. Резерв на ремонт основных средств (ОС) для целей налогообложения прибыли организацией не создавался. Организация составляет промежуточную бухгалтерскую отчетность на последнее число каждого календарного месяца.
Посмотреть ответ


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *